3 января 2022
Только за последний месяц стоимость национальной валюты в Турции упала почти на 30%, в результате чего всё, от продуктов питания до топлива, стало намного дороже для и без того испытывающих трудности семей.
Как и многие другие, я считаю, что биткоин может решить проблему турецкой лиры. И чтобы понять, почему, полезно будет смахнуть пыль с книги, написанной 45 лет назад австрийским экономистом Фридрихом Хайеком.
В своей книге «Денационализация денег» лауреат Нобелевской премии утверждает, что государственная монополизация денег так же нежелательна, как и любая другая монополизация. Он выступает против создания единой европейской валюты - того, что стало реальностью в 1999 году с введением евро - и предлагает разрешить частным учреждениям выпускать свои собственные валюты.
Эта идея, по признанию Хайека, «слишком непривычна и даже тревожна для большинства людей». И всё же, говорит он, те же самые люди в конце концов научатся видеть преимущества системы, которая позволяет выпущенным правительством фиатным валютам «конкурировать за благосклонность общества».
Но с чем конкурировать? Хотя книга Хайека была написана полвека назад, она, похоже, предвосхитила появление цифровых активов, таких как биткоин и эфир, которые сегодня являются наиболее близкими к «денационализированным» деньгам, не считая золота и серебра.
По данным портала CoinMarketCap, для торговли доступно более 15.000 различных криптовалют. Даже Хайек согласился бы, что это слишком большая конкуренция. Чтобы не усложнять ситуацию, мы ограничимся биткоином. Будучи децентрализованным активом, биткоин является именно таким активом, который, возможно, имел в виду Хайек. Она не выпускается и не принадлежит какому-либо правительству. Ни один Центробанк не контролирует его. Она не имеет границ для транзакций. Я не могу отправить деньги кому-то на Кубу через Western Union, так как в прошлом году они прекратили свою деятельность. Но биткоин? Нет проблем.
Более того, биткоин является потрясающим хранилищем стоимости по сравнению с традиционными валютами, такими как турецкая лира и даже доллар, покупательная способность которых неуклонно снижалась с момента создания ФРС в 1913 году. Только за последние 40 лет доллар США потерял две трети своей стоимости, поскольку руководители ФРС проводили всё более неортодоксальные планы монетарной политики.
Что касается проблемы валютных манипуляций, то Хайек видит её решение в конкурирующих валютах. Если бы у людей был выбор, считает он, это «помешало бы правительствам «защищать» выпускаемые ими валюты от вредных последствий их собственных же действий». Другими словами, центральным банкирам и министрам финансов будет труднее «скрывать» меры по девальвации своих валют. Поэтому должно стать понятно, почему такие страны, как Китай и Турция, фактически запретили биткоин и почему бюрократы и политики в США и Европе стремятся регулировать эту криптовалюту.
Несмотря на запрет криптовалют, многие турки, как сообщается, обратились к биткоину, не говоря уже о золоте, поскольку курс лиры продолжает падать из-за настойчивого стремления Эрдогана снизить процентные ставки для борьбы с неконтролируемой инфляцией. Да, обычно Центральные банки повышают процентные ставки, чтобы контролировать рост цен, а не снижать их, но Эрдоган якобы не хочет рисковать восстановлением экономики ради экономической стабильности. И прежде чем вы это скажете, нет, главам правительств обычно не доверяют денежно-кредитную политику.
Совсем недавно министр финансов страны Лютфи Эльван в знак протеста подал в отставку, и Эрдоган немедленно заменил его лояльным сотрудником. Это говорит о том, что президент не собирается отказываться от своей системы лёгких денег в ближайшее время, что плохо для потребительских цен, но хорошо для использования биткоина.
Я верю в свободную рыночную экономику и предполагаю, что вы тоже верите. Конкуренция выгодна потребителям не только тем, что даёт им возможность выбора; она также поощряет инновации и помогает сдерживать цены. Монополии обычно имеют противоположный эффект, но почему-то мы не считаем лиру, доллар или другие фиатные валюты «монополиями». Может быть, пришло время сделать это.
Новости про ЗОЛОТО в Telegram - ЧИТАТЬ
Знаменитый прогнозист Геральд Селенте озвучил в недавнем интервью свои прогнозы на предстоящий 2022 год. Он ожидает в следующем году начало военных столкновений и усиление экономических потрясений.
Важнейшие Центральные банки мира примут на этой неделе решение о новом направлении своей денежно-кредитной политики. ФРС США и ЕЦБ находятся в центре внимания финансовых рынков. Чего ждать инвесторам?
Грег Хантер с портала USAWatchdog обсудил недавно с Джеймсом Терком инфляцию и текущее состояние финансовых рынков. Известный эксперт по золоту не считает растущую инфляцию единственной проблемой.
Информационный портал Kitco News взял недавно интервью у профессора экономики Стива Ханке, во время которого он рассказал о своём взгляде на будущее развитие инфляции. Что будет при этом с драгметаллами?
Доллар Федеральной резервной системы обесценивался в прошлом году с угрожающей скоростью, что отразилось в общем повышении уровня цен на товары и услуги. Как повлияет ослабление доллара на рынок драгметаллов?
Работа Центробанков находится под пристальным вниманием со стороны аналитиков и инвесторов. Главные лица, принимающие решения в ФРС и ЕЦБ, взвешивают каждое своё слово, прежде чем его произнести.
Агентство Kitco News, которое освещает рынок драгметаллов, взяло недавно интервью у Кристофера Экклстоуна, аналитика и директора компании Hallgarten & Co., во время которого они обсудили инфляцию и рынок золота.
Израиль в сотрудничестве с несколькими странами недавно смоделировал крупную кибератаку на мировую финансовую систему, сообщает Reuters со ссылкой на министерство финансов. Имитация кибератаки длилась 10 дней.
Портал The Investing News Network взял недавно интервью у Гарета Соловэя, главного рыночного стратега на портале InTheMoneyStocks.com, во время которого они обсудили инфляцию и его прогнозы по золоту.
Спрос на физическое золото растёт со стороны населения, Центробанков и инвесторов, что поддерживает курс на высоком уровне. В условиях стагфляции золото привлечёт к себе внимание институциональных инвесторов.
Теоретически, условия для роста цены золота в 2021 году были идеальны: уровень инфляции на самом высоком уровне за последние десятилетия. Но почему в этом году цена золота не смогла извлечь из этого выгоду?
Цена золота является, кроме всего прочего, также отражением курса валюты, в которой определяется стоимость драгметалла. В прошлом 2021 году наблюдалась совершенно иная картина ценообразования на рынке золота.
Издание Wall Street Silver опубликовало недавно интервью с инвестором и аналитиком Марком Фабером. Он рассказал о последних событиях на финансовых рынках, политике Центральных банков и развитии процентных ставок.
Доминик Шнайдер из швейцарского банка UBS в недавнем интервью высказал свою точку зрения на развитие сырьевых товаров, сообщает агентство Kitco News. Банк пессимистично настроен относительно золота.
Аналитик и инвестор Джейкоб Волински недавно опубликовал статью, в которой он рассматривает способы защиты от инфляции. Каждый инвестор сможет найти для себя подходящий способ вложения средств.
Питер Гросскопф, генеральный директор инвестиционной компании Sprott Inc, недавно заявил, что золото остаётся привлекательным средством хеджирования, в частности, от растущих рисков на рынках акций.
WGC опубликовал недавно данные, из которых следует, что общее количество золота, хранящегося в Центральных банках мира, превысило 36.000 тонн по состоянию на сентябрь 2021 года - впервые с 1990 года.
Прошлый 2021 год был неутешительным для инвесторов в золото. В тех валютах, где золото всё-таки подорожало, оно было незначительным по сравнению с резким ростом инфляции. В 2022 году ситуация может измениться.
Недавняя распродажа акций заставила многих инвесторов понервничать, особенно если они не имеют достаточной диверсификации своего инвестпортфеля. Спрос на защитные активы будет в этом году только усиливаться.
Аналитик и инвестор Джеффри Гундлах считает, что в следующем 2022 году инфляция в США не опустится ниже 4%. Более того, в 2022 году финансовые рынки, вероятно, ожидают «тяжёлые времена».