2 октября 2021
Нынешнее резкое падение цены палладия - уже второе за последние два года. В первом квартале 2020 года цены рухнули на фоне корона-кризиса. Впоследствии цены быстро восстановились и даже достигли новых рекордных максимумов в начале мая этого года. Однако с тех пор цена снова стала динамично падать. В настоящее время 1 унция палладия (31,1 гр) стоит около 1882$ или 1615 евро (спотовая цена).
Разница между розничными ценами на инвестиционную продукцию и спотовой ценой обусловлена тем, что к стоимости металла добавляется торговая премия соответствующего поставщика. В ходе нынешнего снижения цен по сравнению с рекордом 4 мая 2021 года палладий подешевел на 36%. Другие драгоценные металлы, такие как золото, серебро и платина, были более стабильны в стоимостном выражении в течение этого периода. Тем не менее, до этого цена палладия также значительно выросла. Нынешний обвал палладия имеет конкретные причины.
Палладий обладает очень хорошими каталитическими свойствами. Это означает, что металл используется там, где необходимо поддерживать определённые химические реакции. Драгоценный металл из группы платиноидов также идеально подходит для гидрогенизации или дегидрогенизации, поскольку он обладает самой высокой среди всех элементов способностью поглощать водород.
Кроме того, палладий, как и золото, прекрасно поддаётся обработке, например, в ювелирной отрасли. Помимо ювелирного производства, серебристо-белый драгоценный металл также используется для эстетических и производственных целей.
- стоматологические и медицинские технологии;
- нанотехнологии;
- электротехническая промышленность;
- производство топливных элементов.
Тем не менее, в настоящее время наибольший объём использования палладия приходится на производство автомобильных катализаторов. И именно в этом кроется проблема: с одной стороны, производство палладия растёт после возобновления добычи в таких странах, как Южная Африка, Россия, Зимбабве, США и Канада.
Но, с другой стороны, при росте спроса на палладий по сравнению с предыдущим годом нарушение цепочек поставок не позволяет его полностью удовлетворить. Особенно это касается автомобильного сектора. О масштабах этой проблемы для спроса на палладий можно судить по тем отраслям, которые особенно страдают от нехватки металла.
Данные, собранные мюнхенским Институтом ifo в сентябре 2021 года, показывают, что автомобильное производство, в частности, страдает от глобального нарушения цепочек поставок больше всего.
В результате производственные мощности были сокращены у всех крупных автопроизводителей мира, несмотря на то, что спрос на автомобили растёт. В результате цены на новые и подержанные автомобили выросли, но это мало способствует росту цен на палладий, поскольку катализаторы требуются в меньшем количестве.
В настоящее время продажи новых автомобилей резко упали на двузначные цифры по сравнению с и без того неблагополучным 2020 годом, в основном из-за нехватки полупроводников. Поскольку проблема с цепочкой поставок приводит к сокращению производства и в других отраслях, где востребован палладий, спрос падает по всем направлениям.
Менеджеры по закупкам из автомобильной промышленности, энергоснабжения, финансовых услуг, оборонной промышленности и судоходства, опрошенные поставщиком данных IHS Markit, ожидают, что проблемы с поставками сохранятся до 2022 года. Это означает, что спрос на палладий также будет восстанавливаться постепенно.
В целом, возникает вопрос, прошёл ли уже палладий как металл-катализатор свой пик спроса в связи с тенденцией отказа от двигателей внутреннего сгорания и перехода к электромобилям? Хотя этот металл также используется в топливных элементах, но на эту область приходится лишь малая часть от общего спроса в автомобильной промышленности.
Электромобилям предстоит преодолеть ещё много препятствий, прежде чем они сделают ненужными двигатели внутреннего сгорания и, соответственно, катализаторы для очистки выхлопных газов. В настоящее время доля электромобилей в новых регистрациях во всём ЕС составляет всего 7,5%.
По данным европейской ассоциации производителей ACEA, это уже удвоение по сравнению со вторым кварталом 2020 г. Однако это также связано с временными финансовыми стимулами при покупке (субсидии). В результате доля бензиновых и дизельных автомобилей на рынке новых регистраций снизилась до 62% во втором квартале 2021 года. В том же квартале предыдущего года этот показатель всё ещё превышал 80%.
Доля гибридных автомобилей, в частности, в настоящее время растёт очень динамично и сейчас составляет почти 20% от общего числа новых регистраций в ЕС. Тем не менее, катализаторы по-прежнему устанавливаются на эти автомобили.
В связи с доминированием автомобильной промышленности в долгосрочной перспективе следует ожидать значительного снижения спроса на палладий. Пока неясно, смогут ли другие сектора, спрос в которых растёт, достаточно быстро заполнить этот пробел.
Существует риск того, что негативная тенденция в производстве катализаторов приведёт к устойчивым отрицательным ценовым импульсам на палладий, даже если в краткосрочной перспективе котировки смогут оправиться от шока, вызванного нарушением цепочек поставок.
Стоит сказать, что палладий - это не единственный металл с отличными каталитическими свойствами. Его извечный соперник платина в настоящее время стоит лишь вдвое дешевле, даже несмотря на недавнее падение цены палладия. Соотношение цен двух драгоценных металлов друг к другу близко к историческому минимуму.
Это делает платину прямым конкурентом палладия. Тенденция к замещению в пользу платины уже наметилась, в том числе в производстве катализаторов для бензиновых двигателей. Платина вновь приобретает всё большее значение в качестве заменителя палладия, особенно на крупных европейских, североамериканских и китайских рынках. Это обращает вспять тенденцию последнего десятилетия, когда платина всё больше замещалась палладием.
В 2008 году унция платины стоила почти 3000$. В настоящее время её стоимость составляет всего 950$, что почти на 1000$ меньше, чем стоимость палладия.
С чисто технической точки зрения, платина может использоваться в катализаторах как дизельных, так и бензиновых двигателей. Процесс замещения идёт уже с 2019 года, но он технически сложен и поэтому продвигается медленно. Введение с июля 2020 года очень жёсткого стандарта выбросов «Китай 6» дополнительно стимулирует спрос на платиновые катализаторы в Поднебесной.
Ещё одним преимуществом платины является значительно более высокая степень диверсификации в распределении спроса. Это делает платину менее восприимчивой к негативным тенденциям в производстве катализаторов по сравнению с палладием.
В настоящее время серьёзные нарушения в цепочках поставок для автомобильного сектора, и особенно дефицит полупроводников, являются основным фактором, отягощающим цену палладия. Узкое место в поставках первичной продукции в другие отрасли, нуждающиеся в палладии, сохранится ещё в течение некоторого времени.
Поэтому быстрого восстановления спроса и, соответственно, цен на палладий ожидать не стоит, тем более, что предложение, особенно с рудников Южной Африки и России, в первом полугодии увеличилось на 5,6% по сравнению с предыдущим годом.
Общим и всё более негативным фактором для цены палладия является трансформация автомобильного сектора в сторону производства исключительно электромобилей. Но прежде всего будущий спрос будет зависеть от замены платины, которая всего в два раза дешевле, в катализаторах бензиновых двигателей.
Сбои в цепочке поставок со временем отступят. Вероятность того, что в среднесрочной перспективе цена платины выиграет от этого больше, чем цена палладия, является относительно высокой, тем более что спрос на платину со стороны автомобильного производства лишь в два раза ниже, чем на палладий, и составляет 37%.
Это означает, что платина в меньшей степени подвержена влиянию текущих проблем в этой отрасли. Относительный рост цены на платину в последние недели может быть предвестником развития событий в ближайшие годы, когда соотношение цен на эти два металла может снова нормализоваться в направлении долгосрочного среднего уровня.
После отмены всех ограничений производство платины снова набирает обороты, особенно на основных производственных площадках в Южной Африке и Зимбабве. Во 2 квартале 2021 года добыча на месторождениях выросла на 23%.
Произошло резкое падение цены палладия - с рекордного максимума на уровне 2981$ за унцию, достигнутого 23 апреля 2021 года, цена упала до 1961$ - это снижение на 34%. Только за прошлую неделю цена упала на 208$.
Каждый инвестор должен иметь 10% золота в своём инвестиционном портфеле, чтобы избежать девальвации валют в результате беспрецедентных мер стимулирования со стороны Центральных банков.
Рынки драгметаллов начали осень на позитивной ноте: цены на золото, серебро и платину подросли, а стоимость палладия слегка понизилась. Цены на серебро на прошедшей неделе вырастали в корреляции с рынком золота.
Цена золота упала ниже отметки 1800 долларов за одну тройскую унцию, так как укрепление доллара США и рост доходности государственных облигаций оказали давление на жёлтый драгметалл.
Покупатели золота в качестве инвестиции очень часто переживают периоды, когда им хочется продать свой драгметалл. Но с каждым новым крупным кризисом и ростом мирового долга цена золота продолжает расти дальше.
Миллиардер Леон Куперман, возглавляющий компанию Omega Advisors, рассказал в интервью CNBC о том, что в свои 78 лет он до сих пор не понимает, что такое криптовалюта биткоин. Инвестор предпочитает золото.
Рынки драгоценных металлов на прошедшей неделе снижались под влиянием укрепления курса доллара США и роста доходностей казначейских облигаций. Риторика регуляторов оставалась довольно мягкой.
Роб МакИвен, председатель совета директоров и основной владелец компании McEwen Mining, рассказал в интервью порталу The Investing Network о том, что он придерживается «бычьих» взглядов на драгоценные металлы.
Дилеры по продаже редких монет действительно продвигают золото и серебро в качестве инвестиционных активов, а также выражают обоснованные опасения по поводу инфляции, государственного долга и вероятности кризиса.
Инфляция в настоящее время превышает показатели за последнее десятилетие, но цена золота, похоже, застряла в узком диапазоне. Почему? Далее некоторый анализ текущей ситуации. Чего ждать инвесторам?
Перегретый рынок недвижимости может стать причиной социальных волнений в Китае. Это всего лишь вопрос времени, когда Пекин нацелится на этот сектор в рамках своей кампании всеобщего процветания.
Рынки драгоценных металлов на прошедшей неделе продолжили снижение под влиянием укрепления курса доллара США и выхода статистики по индексу потребительских цен в США. Золото упало до 1750$/унц.
Таможенная служба Швейцарии опубликовала данные по экспорту-импорту золота и серебра по итогам августа текущего 2021 года. Крупнейшим поставщиком жёлтого драгметалла в Швейцарию в августе стали ОАЭ.
Доходность американских облигаций практически никак не отреагировала на напряжённость вокруг событий, связанных с китайской строительной компанией Evergrande. Цена золота также никак не отреагировала на это событие.
Дэвид Лин из Kitco News побеседовал с профессором экономики Стивом Ханке о текущих настроениях на рынке золота, политике ФРС США, инфляции и событиях вокруг китайского строительного гиганта Evergrande.
Похоже, что после ограничений, связанных с коронавирусом, население Индии вновь проявляет всё больше интереса к изделиям из золота. Дивали и праздничный сезон - лучшее время для покупки золота в стране.
Жители Казахстана в августе этого года купили 2460 небольших слитков золота общим весом 113,7 кг., которые в основном продаются в коммерческих банках и обменных пунктах, об этом недавно сообщил ЦБ страны.
Портал Kitco News во время Денверского форума по золоту взял интервью у Рэнди Смоллвуда, президента и генерального директора Wheaton Precious Metals Corp. и председателя Всемирного совета по золоту (WGC).
Журналист Дэвид Лин из компании Kitco News взял интервью у Дэвида Гарофало на Денверском золотом форуме, во время которого они обсудили текущую ситуацию на рынке золота, и почему его цена будет расти.