5 июня 2014
"Любой ценой" включало в себя вовлечение в переработку бедных руд, сделки M&A с высокими премиями, конкуренцию с другими ресурсными компаниями за ресурсы и так далее.
Резкое снижение цен в 2013 году до 1300$ за унцию потребовало от добывающих компаний сместить фокус с добычи на контроль расходов и прибыли, однако пока в основном он заключается в снижении инвестиций.
По данным Metals Focus, традиционный показатель Total Cash Costs (TCC), обозначающий все денежные расходы на добычу унции драгметалла в 2013 г., вырос всего на 2% до 750$ за унию против роста на 17% в 2011 г. и на 15% в 2012 г. Положительная тенденция обусловлена снижением накладных расходов, вовлечением в переработку более богатых руд, а также ослаблением местных валют добывающих стран, и снижением конкуренции за рабочую силу.
При этом недавно предложенный Мировым советом по золоту показатель All-In Sustaining Costs (AISC), включающий также инвестиции в поддержание производства, снизился на 3% до 1018$ за унцию. Учитывая отсутствие снижения в операционных денежных расходах, снижение AISC произошло за счёт сокращения финансирования поддерживающих капитальных вложений и геологоразведки – возможно меры временной, но чреватой проблемами на производстве.
Анализ показателей по регионам показывает, что снижение себестоимости произошло в странах СНГ, Океании и Африки – при этом в Северной, Южной и Центральной Америках расходы на унцию выросли.
В странах СНГ, из которых основной объём приходится на Россию, расходы на добычу одни из самых низких в мире: TCC — 640$ за унцию, AISC — 903$ за унцию. Меньше только в Центральной Америке и станах Карибского бассейна: TCC — 536$, AISC - 729$.
В СНГ снижение за год произошло в основном за счёт роста производства на отдельных месторождениях, а также ослаблению рубля к доллару США на 3%. Из крупных проектов, снизилась себестоимость на Олимпиадинском месторождении у Polyus Gold, выросла – на месторождении Купол канадской Kinross Gold.
В добыче серебра также наблюдается снижение расходов. На месторождениях, где серебро является основным металлом, в 2013 г. средняя себестоимость снизилась по показателю TCC на 2% до 9,17$ за унцию, по показателю AISC – 8% до 15,4 $ за унцию. При этом в России в среднем TCC упал на 30%.
Но даже при падении цен на конечную продукцию и отсутствии значительного снижения расходов, рентабельность мирового золотодобывающего сектора может вызывать зависть у многих других отраслей.
По данным Metals Focus, средняя рентабельность по EBITDA в 2013 году в золотодобыче составила 35%. Это, безусловно, хуже, чем 50%, достигнутые в 2011 году, но многие другие отрасли не видели такой рентабельности даже в лучшие свои времена. И если учитывать поддерживающие капитальные вложения как расходы, снижающие EBITDA, рентабельность в 2013 году составляет 18% против 27% в 2012 г.
Из-за снижения цен на золото корпоративная активность в 2013 году также оставалась невысокой, общая сумма сделок слияний и поглощений составила 7,2$ млрд. против рекордных 32,2$ млрд. в 2012 г.
С точки зрения относительной оценки сектора, мультипликатор EV/EBITDA золотодобывающего сектора остался на уровне 7,2, а оценка EV к унции запасов металла с 2011 года упала на 35-40%, что в процентном соотношении примерно соответствует снижению цен на золото.
Metals Focus - одна из ведущих мировых консультационных компаний, специализируется на исследованиях глобального рынка золота, серебра, платины и палладия.
Как правило, цена золота стремится вверх во время начала какого-либо кризиса. Если присоединение Крыма являлось основной целью России, велика вероятность того, что влияние кризиса на формирование цены на золото будет снижаться.
Большую часть весны 2014 года рынок золота просидел в узком диапазоне цен 1280-1315$ за унцию и никак не реагировал ни на денежно-кредитную политику ФРС, ни на динамику спроса на физический актив. Что может заставить золото снова расти?
Мировая экономика и проводимая монетарная политика продолжат оказывать доминирующее влияние на динамику цен на золото. Рынок золота демонстрировал стабильность с небольшим негативным уклоном в узких диапазонах консолидации.
Финансовый эксперт Джеймс Рикардс говорит о скором «коллапсе международной монетарной системы». Действия России расшатают действующую систему, но начнётся всё, когда лопнет пузырь на золотом рынке.
После длительного периода разнонаправленного движения активы сектора драгметаллов наконец проявили синхронность и дружно устремились на юг. Об этом в обзоре аналитика рынка драгметаллов Дмитрия Демиденко из "Инвесткафе".
Даже те инвесторы, которые долгое время игнорировали рынок драгоценных металлов, не могут остаться в стороне в 2014 г., особенно это касается платины и палладия, цены на которые продолжат расти из-за дефицита этих драгметаллов в мире.
Итоги первого квартала 2014 года в золотодобывающей отрасли противоречивые – баланс спроса и предложения не изменился, но цены упали на 21%, компании сохраняют положительную маржу по денежным расходам.
Ситуация вокруг Украины перестала быть решающим фактором в ценообразовании золота. Однако на этой неделе на первое место выходит вооружённый конфликт в Ираке, который может стать драйвером роста цен на золото.
За последние дни цена золота немножко подросла. Прежде всего опасения вокруг эскалации вооружённого конфликта в Ираке стали главным драйвером роста цен на золото. Золото мигрирует с Запада на Восток.
Главным драйвером роста для золота стали события на Ближнем Востоке. Не успели инвесторы отойти от российско-украинского конфликта, как загорелся Багдад. Как известно, золото любит расти на конфликтах в разных странах мира.
Вчера цена фьючерса на золото выросла до 1300$ за унцию впервые более чем за последний месяц, после того как глава ФРС США Джанет Йеллен сообщила, что её ведомство сохранит низкие процентны ставки ещё на длительное время.
Недавний рост цен на золото комментируется аналитиками рынка драгоценных металлов с разных точек зрения. Однозначного мнения у экспертов о дальнейшем развитии ситуации на рынке драгоценных металлов нет ни у кого.
На прошлой неделе цены на золото продолжили свой рост и на фоне роста геополитической напряжённости в мире пробили психологически важный уровень – 1300$ за одну унцию, что также отразилось на стоимости золотых монет.
Спрос на золото и серебро с начала 2014 года заметно ослаб, в то же время серьёзно снизился отток драгметалла из золотых ETF-фондов. Немецкий Commerzbank ожидает рост спроса на золото во втором полугодии 2014 года.
Заканчивающийся месяц июнь 2014 года показал рост цен на драгоценные металлы, особенно сильный рост показали золото и серебро. Динамику рынка платины и палладия вполне можно обозначить как консолидацию на текущих уровнях.