Алхимия и философский камень

17 сентября 2012

Алхимия и философский камень

В мрачные времена Средневековья многие люди твёрдо верили в трансмутацию металлов, то есть в чудодейственную силу алхимии делать золото, даже несмотря на то, что трюки плутоватых алхимиков были уже тогда изучены досконально.

Много раз "золото" алхимиков оказывалось обманом - латунью, томпаком или бронзой. Ещё Аристотель в IV веке до н. э. упоминал, что из меди при сплавлении её с цинком или оловом образуются золотисто-жёлтые сплавы. Следовательно, уже в древности было известно, что "не всё то золото, что блестит". Были также умельцы, которые получали "серебро" в виде серебристо-белого сплава добавлением к медному расплаву мышьяка; так, слишком упрощенно, понималось "искусство превращения" металлов: достаточно было, чтобы неблагородный металл приобрел лишь окраску желаемого благородного металла. В других случаях требовалась только ловкость фокусника, чтобы незаметно подбросить в расплав кусок благородного металла. Как именно осуществить это - зависело от фантазии умельца. Некоторые "мастера золотой кухни" предпочитали пользоваться "для перемешивания" расплава полой палочкой, внутри которой прятали несколько зерен золота, а отверстие закупоривали воском. Если палочка была деревянная, то нижняя, полая, её часть полностью сгорала в расплаве. Таким изящным способом быстро уничтожалось вещественное доказательство, раньше, чем у кого-нибудь могло возникнуть подозрение и желание рассмотреть "волшебную палочку" поближе.

В своих экспериментах "золотых дел мастера" обнаруживали необычайную изворотливость. Они использовали тигли с двойным дном, из которых при накаливании выливалось золото, или угли с запаянным внутри золотом. Иногда успеху способствовала золотая пыль - её вдували в расплав вместе с воздухом, накачиваемым воздуходувкой.

Однако в некоторых, почти безупречных, демонстрациях нельзя было сразу разгадать обман. Швейцарец Турнейсер, алхимик и чудо-доктор, которого переменчивая судьба гоняла по разным странам, однажды наполовину превратил железный гвоздь в золотой, и произошло это на глазах одного кардинала, засвидетельствовавшего письменно: "Турнейсер опустил раскалённый гвоздь в красную протраву, и опущенный конец превратился в золото. Произошло это в Риме 20 ноября 1586 года". Гвоздь долгое время выставлялся для осмотра публике как доказательство истинного алхимического мастерства. Однако, когда в 1730 году путешествовавший по Италии Иоганн Кейслер заинтересовался этим раритетом, то не смог получить вразумительного ответа. "По-видимому, уже многие годы стыдятся показывать этот гвоздь, после того как было обнаружено, что это - обман и весь фокус заключается в незаметной пайке",- так написал Кейслер в своем отчёте, опубликованном в 1740 году. Турнейсер обманул зрителей простым фокусом. С большим искусством он припаял к железному гвоздю золотое острие, которое покрыл соответствующей краской. В процессе алхимической операции окраска исчезла, и одураченные зрители увидели блеск золота.

При превращении ртути в золото, наиболее популярном в те времена, необходимо было выделить золото, "запрятанное" в ртути. В измельчённом состоянии золото почти мгновенно растворяется в жидкой ртути, которая не меняет при этом своей характерной серебристой окраски. Известно, что такие амальгамы золота остаются жидкими вплоть до содержания его 10-12% и выглядят, как чистая ртуть. Отогнать жидкую ртуть - это детская игра для алхимиков. После испарения ртути в тигле оставалось чистое золото.

Следует отметить, что были также честные, убеждённые алхимики, которые стали жертвой самообмана. Они твердо верили, что получили золото при переплавке больших количеств серебра, ртути, свинца или при переработке их руд. В силу скудости знаний по аналитической химии, они не ведали, что лишь обогащали то небольшое количество золота, которое уже присутствовало в металлах и рудах. Серебряные монеты, часто служившие для эксперимента, всегда содержали небольшое количество золота - если они были чеканки до 1830 года. Удаление следов золота из серебра для чеканки было невозможным по тогдашней технологии или просто слишком дорогостоящим делом.

Однако же, какую связь имеет всё это со знаменитым философским камнем? Рецептура его сложного изготовления была описана в многочисленных алхимических трактатах и толстых фолиантах, но в такой форме, что никто, а часто и сам алхимик не мог ничего понять. Некоторые из этих "рецептов" составлены относительно ясно, как, например, пропись для изготовления философского камня в "Химическом своде" Базилиуса Валентиниуса. Если некоторые важнейшие данные в ней и зашифрованы алхимическими символами, то их разгадка всё же довольно проста. Описывалось изготовление химическим путём кроваво-красной жидкости из ртутной руды путем растворения последней в царской водке; смесь в конце концов нагревали в течение нескольких месяцев в закрытом сосуде - и эликсир мудрости был готов.

Следует заметить, что в некоторых деталях все рецепты совпадают. Так, часто указывается, что философский камень представляет собой ярко-красное негигроскопичное вещество. При получении его из ртути и других составных частей вещество несколько раз изменяет свою окраску - от чёрной к белой, затем к жёлтой и наконец к красной. Профессор К. ван Ниевенбург из Нидерландов в 1963 году взял на себя труд повторить многочисленные операции алхимиков с помощью методов современной науки. В одном из опытов он действительно наблюдал описанные изменения окраски. После удаления всей ртути, введённой по прописям алхимиков, а также её солей путем разложения при высоких температурах или возгонкой он получил очень красивое красное негигроскопичное вещество. Сверкающие призматические кристаллы были химически чистым хлорауратом серебра AgAuCl4. Возможно, что это соединение и было тем самым философским камнем, который в силу высокого содержания в нем золота (44%) мог вызвать желаемое превращение, скажем, поверхностное золочение либо сплавление с неблагородными металлами. Конечно, с помощью этого соединения нельзя было наколдовать больше золота, чем оно само содержало.

Актуальная цена на монету "Георгий Победоносец" - ЗДЕСЬ

Самая популярная монета в мире "Филармоникер" - ДАЛЕЕ

Комментарии читателей 0
Читайте также:
Золото в Древнем Египте

Золото в Древнем Египте

Добыча золота на Колыме

Добыча золота на Колыме

Алхимия на службе у королей

Алхимия на службе у королей

Ошеломляющие эксперименты алхимиков с золотом

Ошеломляющие эксперименты алхимиков с золотом

Финансовая пирамида Бернарда Мейдоффа

Финансовая пирамида Бернарда Мейдоффа

Пластиковые банкноты

Пластиковые банкноты

История финансовых преступлений

История финансовых преступлений

Новосибирский аффинажный завод

Новосибирский аффинажный завод

Монголия усилит контроль за добычей золота в стране

Монголия усилит контроль за добычей золота в стране

Прохоров продаст Керимову свою долю в Polyus Gold

Прохоров продаст Керимову свою долю в Polyus Gold

Месторождение «Сухой Лог» может быть продано

Месторождение «Сухой Лог» может быть продано

ЦБ Индии: бедные не должны покупать золото

ЦБ Индии: бедные не должны покупать золото

Забастовки в ЮАР вызовут дефицит платины в мире

Забастовки в ЮАР вызовут дефицит платины в мире

Rio Tinto: цены на алмазы будут только расти

Rio Tinto: цены на алмазы будут только расти

Рост торговли золотом между Турцией и Ираном

Рост торговли золотом между Турцией и Ираном

Стимулирование от ФРС США до бесконечности

Стимулирование от ФРС США до бесконечности

За 10 лет сырьевые товары выросли на 161%

За 10 лет сырьевые товары выросли на 161%

Иран увеличил производство золота до 4 тонн в год

Иран увеличил производство золота до 4 тонн в год

В Судане открыли первый аффинажный завод

В Судане открыли первый аффинажный завод

Иностранные ювелиры намерены покинуть Китай

Иностранные ювелиры намерены покинуть Китай

Приверженность Китая к золоту остаётся неизменной

Приверженность Китая к золоту остаётся неизменной

Алроса нашла алмаз стоимостью 1,5$ млн.

Алроса нашла алмаз стоимостью 1,5$ млн.

Монета в 1 цент продана в США за 1$ млн.

Монета в 1 цент продана в США за 1$ млн.

Читайте также:

МОНЕТНЫЕ ТОРГИ

В России появилась возможность продавать и покупать золотые монеты на своих условиях. УЗНАТЬ БОЛЬШЕ.